Строительство жилья - наиболее актуальная и востребованная часть градообразующей политики любого региона России. При этом возведение многоквартирных домов является самым приоритетным направлением такой политики.
Понятие «общее имущество многоквартирного дома» для российского законодательства не является новым. Еще в первоначальной редакции Гражданского кодекса Российской Федерации был установлен особый правовой режима такого имущества, который был уточнен и расширен с принятием нового Жилищного кодекса.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ к общему имуществу многоквартирного дома относятся:
·помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме (лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, технические подвалы);
·иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей жильцов (например, организация досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и т.д.);
·крыши, ограждающие конструкции данного дома, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме и обслуживающее более одного помещения;
·земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельный участок под многоквартирным домом является элементом общего имущества многоквартирного дома. Но в отличие от остальных элементов общего имущества земельный участок формируется в особом порядке, так как для его формирования требуется проведение процедуры межевания и осуществление государственного кадастрового учета.
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 01.03.2005), то он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок под многоквартирным домом до введения в действие Жилищного кодекса РФ не сформирован, то формирование такого земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Специального решения органов власти о предоставлении земельного участка и государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок не требуется.
Любое общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в этом доме на праве общей долевой собственности.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома возникает у собственников помещений независимо от их волеизъявления. Приобретая любое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме в собственность, покупатель приобретает право в общей долевой собственности на общее имущество дома.
Если собственник помещения желает, чтобы возникшее в силу закона право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРН), он должен с соответствующим заявлением обратиться в орган регистрации прав в установленном порядке, представив необходимые документы.
Оформлять или не оформлять свои права на общее имущество многоквартирного дома – решение, которое могут принять только собственники помещений в таком доме. Ни один существующий нормативно-правовой акт в настоящее время не содержит норм, делающих государственную регистрацию прав на доли в общем имуществе обязательной. Однако следует помнить, что у оформленного по всем правилам общего имущества есть неоспоримый плюс — оно может активно использоваться собственниками и из его использования можно извлечь дополнительные выгоды, кроме того, зарегистрированные права на общее имущество дают определенные гарантии.
Например, общее имущество, права на которое зарегистрированы, можно сдавать в аренду, получая доход, земельный участок под многоквартирным домом можно облагородить, установить на границах своей территории оградительные сооружения и, тем самым, обеспечить придомовой территории режим наибольшей безопасности.
При наличии оформленных надлежащим образом прав на земельный участок, входящий в общее имущество многоквартирного дома, невозможно какое-либо использование данного участка без согласия собственников. Следовательно, на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома, не разместят шумное кафе, не проложат дорогу и не построят автозаправку и др.
Общее имущество многоквартирного дома
Уважаемые граждане!
Информируем вас о том, что 29 ноября 2016 года состоится «горячая» телефонная линия с представителями Управления Росреестра по Саратовской области
Свои вопросы, связанные с порядком и сроками предоставления сведений из Государственного фонда данных (ГФД), вы сможете задать с 13.00 до 14.00 по телефону: (845-3) 44-04-06.
Наличие границ земельного участка как одна из важных характеристик его уникальности
Оказание услуг в электронном виде
Электронная регистрация прав – еще один шаг к комфорту
Росреестр по Саратовской области напоминает о телефонах Единой справочной службы Росреестра
Об ответственности за нарушение земельного законодательства
Росреестр по Саратовской области напоминает гражданам о дополнительной возможности обезопасить свою недвижимость от действий мошенников.
О «РЕФОРМЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С нового года новый реестр
Росреестр размещает в открытом доступе информацию о кадастровых инженерах
Услуги Росреестра в любой точке страны
Внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре
Новые требования к деятельности кадастровых инженеров
Вступили в силу изменения в федеральные законы о регистрации прав и кадастре недвижимости
Опубликовано 12.11.2015 11:21
Обследование земельных участков
С этого года у государственных земельных инспекторов Росреестра появился новый способ выявления нарушений земельного законодательства - административное обследование земельных участков.
Суть процедуры заключается в том, что должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследуют состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, но главное, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.
В случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, то есть по факту нецелевого использования участка, по итогам проведения административного обследования госземинспектором Управления составляется акт, который будет являться основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения владельцем требований земельного законодательства.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с органами прокуратуры.
В случае отсутствия признаков нарушений земельного законодательства РФ, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства РФ.
Опубликовано 12.11.2015 11:19
О кадастровой стоимости объекта недвижимости
Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно получить несколькими способами.
Любое заинтересованное лицо может обратиться в Управление Росреестра по Саратовской области или в офисы многофункционального центра лично либо направить запрос по почте. Кадастровая справка будет предоставлена бесплатно, не позднее, чем через пять рабочих дней со дня получения запроса. Справка может содержать сведения не только об актуальной кадастровой стоимости объекта, но и на иную дату, указанную в запросе.
Можно воспользоваться порталом Росреестра, заказав выписку из государственного кадастра недвижимости. Для этого не надо регистрироваться на сайте и получать электронную подпись.
Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов "Публичная кадастровая карта" и найти на карте по кадастровому номеру, либо "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”, где использовать специальный сервис в разделе "Электронные услуги и сервисы”, и по кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости получить информацию.
Сервис "Фонд данных государственной кадастровой оценки" поможет ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки, проводимой органами власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
С этого года внесены существенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые предусматривают увеличение размера административных штрафов за правонарушения в сфере Земельных отношений.
Увеличился не только размер штрафа за отдельные нарушения земельного законодательства, но и установлен новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Увеличились штрафы в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению.
При этом максимальная сумма административных штрафов, размеры которых исчисляются от кадастровой стоимости земельного участка, не могут превышать 100 тыс. рублей для граждан, 300 тыс. руб. для должностных лиц, 700 тыс. руб. для юридических лиц. Так за самовольное занятие земельного участка предусмотрен штраф на граждан в размере от 1% до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. рублей;
На должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. рублей;
На юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.
Если кадастровая стоимость не определена, штраф составляет: на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
За нарушения по использованию земельного участка не по целевому назначению предусмотрен штраф: на граждан в размере 0.5% до 1% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. рублей; на должностных лиц -от 1 до 1,5 кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей: на юридических лиц - от 1,% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей.
В случае, если кадастровая стоимость не определена, штраф составляет: на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц от 100 до 200 тыс. руб.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение установленного срока предусмотрен штраф в размере на граждан от 1 до 1,5 кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.; на должностных лиц от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб., на юридических лиц от 3 до 5% кадастровой стоимости, но не менее 400 тыс. рублей, а в случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена сумма штрафа составляет - на граждан от 20 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц от 50 до 100 тыс. рублей; на юридических лиц от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей.
Такой порядок начисления штрафов позволяет учитывать как качественные характеристики земельного участка, на котором допущено правонарушение, так и его площадь.
Для сравнения, до внесения изменений сумма штрафов за данные нарушения земельного законодательства составляла на граждан от 500 до 1500 рублей.
За разъяснениями обращаться по тел. 2-14-10.