Росреестр принимает участие в работе над законопроектами, которые предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и другие законы в целях совершенствования законодательства о недвижимом имуществе. Эти законопроекты 17 октября 2018 года были представлены Министерством экономического развития в Правительство Российской Федерации.
В этих законопроектах дается четкое понятие объекта недвижимости, а также критерии разграничения движимых и недвижимых вещей.
На первый взгляд никаких споров в отношении того, что является недвижимостью, быть не должно, поскольку статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит чёткое определение недвижимости и примеры ее конкретных видов.
Однако проблема существует и связана она, по мнению экспертов, с нечеткостью главного критерия недвижимого имущества - степенью связи объекта с землей, в результате которой его перемещение становится невозможным без несоразмерного ущерба назначению. На практике часто встаёт вопрос о возможности отнесения к недвижимому имуществу разнообразных объектов: наружных и подземных инженерных сетей (водо-, тепло- и газопроводов, линий электропередач и их опор и др.), ларьков, павильонов сборно-разборных конструкций капитального типа и т. п.
Предложенные законопроекты вводят такие признаки объекта недвижимости, которые могут уже на стадии проектирования и строительства позволяют идентифицировать объект как недвижимость, что в последующем может быть подтверждено документально. Кроме того, в них с учетом сложившейся судебной практики связывается понятие «объект недвижимости» с такими применяемыми в законодательстве понятиями, как: «объект капитального строительства», «объект некапитального строительства», «вспомогательное и временное строение и сооружение», «строение» и пр.
Согласно упоминаемым законопроектам, строения, для возведения которых не требуется оформления разрешения на строительство или уведомления о планируемом строительстве, автоматически перестают считаться самостоятельными недвижимыми вещами, а становятся «улучшениями» земельного участка. К улучшениям земельного участка в соответствии с перечисленными критериями, например, могут быть отнесены временные строения, вспомогательные постройки, замощения, ограждения и пр.
В зависимости от прочности связи с недвижимостью улучшения разделяются на отделимые и неотделимые, однако будут выступать с недвижимостью в обороте как единое целое.
Так, неотделимыми улучшениями земельного участка предлагается считать, в частности, все линейные объекты (железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, кабели связи); к отделимым – такие некапитальные объекты, как беседки, теплицы и пр.
Переходные положения предусматривают, что ряд объектов, для строительства которых ранее не требовалось разрешения на строительство или уведомления, останутся объектами недвижимости. Это относится к жилым домам и жилым строениям, которые были размещены на садовых и дачных участках, к гаражам, а также к буровым скважинам (за исключением артезианских скважин). В отношении прочих объектов, не отвечающих новым признакам недвижимости, но права на которые были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), будет применяться судебная или внесудебная (в зависимости от вида и характеристик объекта) процедура исключения сведений из реестра.
Законопроекты упорядочивают способы возникновения, а также прекращения существования объектов недвижимости. В частности, устанавливается, что объект недвижимости может быть создан при строительстве, образован, изменен при реконструкции, перепланировке путем его раздела, объединения, выдела.
Прекращение существования объекта возможно путем полной ликвидации при сносе или гибели.
Одной из основных задач законопроектов также является установление порядка образования объектов недвижимости из существующих построек.
Особое внимание уделяется юридически значимым действиям по оформлению объекта недвижимости как с проведением строительных работ, так и без них (например, объединение или раздел линейного сооружения, раздел дома блокированной застройки (таунхауза), объединение машино-мест).
Реализация законопроектов устранит необходимость совершения отдельных регистрационных действий в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе за счет создания единого недвижимого комплекса. Законопроекты предлагают порядок формирования «единого недвижимого комплекса», который объединяет земельный участок и все здания на нем, находящиеся в собственности одного лица. Предлагается также считать «единым недвижимым комплексом» «предприятия» и «имущественные и производственно-технологические комплексы», а эти понятия убрать из законодательства. Соответствующие изменения предоставляют право собственнику объектов недвижимости создать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему объектов недвижимости, если они расположены на одном земельном участке.
Вследствие этого предполагается сокращение расходов, связанных с постановкой объектов на государственный кадастровый учет и регистрацией прав.
Внесение предлагаемых изменений в законодательство позволит урегулировать спорные вопросы между налогоплательщиками и налоговыми органами при применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества.
Росреестр предложил законопроекты для уточнения понятия объекта недвижимости
Уважаемые граждане!
Информируем вас о том, что 29 ноября 2016 года состоится «горячая» телефонная линия с представителями Управления Росреестра по Саратовской области
Свои вопросы, связанные с порядком и сроками предоставления сведений из Государственного фонда данных (ГФД), вы сможете задать с 13.00 до 14.00 по телефону: (845-3) 44-04-06.
Наличие границ земельного участка как одна из важных характеристик его уникальности
Оказание услуг в электронном виде
Электронная регистрация прав – еще один шаг к комфорту
Росреестр по Саратовской области напоминает о телефонах Единой справочной службы Росреестра
Об ответственности за нарушение земельного законодательства
Росреестр по Саратовской области напоминает гражданам о дополнительной возможности обезопасить свою недвижимость от действий мошенников.
О «РЕФОРМЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С нового года новый реестр
Росреестр размещает в открытом доступе информацию о кадастровых инженерах
Услуги Росреестра в любой точке страны
Внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре
Новые требования к деятельности кадастровых инженеров
Вступили в силу изменения в федеральные законы о регистрации прав и кадастре недвижимости
Опубликовано 12.11.2015 11:21
Обследование земельных участков
С этого года у государственных земельных инспекторов Росреестра появился новый способ выявления нарушений земельного законодательства - административное обследование земельных участков.
Суть процедуры заключается в том, что должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследуют состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, но главное, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.
В случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, то есть по факту нецелевого использования участка, по итогам проведения административного обследования госземинспектором Управления составляется акт, который будет являться основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения владельцем требований земельного законодательства.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с органами прокуратуры.
В случае отсутствия признаков нарушений земельного законодательства РФ, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства РФ.
Опубликовано 12.11.2015 11:19
О кадастровой стоимости объекта недвижимости
Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно получить несколькими способами.
Любое заинтересованное лицо может обратиться в Управление Росреестра по Саратовской области или в офисы многофункционального центра лично либо направить запрос по почте. Кадастровая справка будет предоставлена бесплатно, не позднее, чем через пять рабочих дней со дня получения запроса. Справка может содержать сведения не только об актуальной кадастровой стоимости объекта, но и на иную дату, указанную в запросе.
Можно воспользоваться порталом Росреестра, заказав выписку из государственного кадастра недвижимости. Для этого не надо регистрироваться на сайте и получать электронную подпись.
Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов "Публичная кадастровая карта" и найти на карте по кадастровому номеру, либо "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”, где использовать специальный сервис в разделе "Электронные услуги и сервисы”, и по кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости получить информацию.
Сервис "Фонд данных государственной кадастровой оценки" поможет ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки, проводимой органами власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
С этого года внесены существенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые предусматривают увеличение размера административных штрафов за правонарушения в сфере Земельных отношений.
Увеличился не только размер штрафа за отдельные нарушения земельного законодательства, но и установлен новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Увеличились штрафы в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению.
При этом максимальная сумма административных штрафов, размеры которых исчисляются от кадастровой стоимости земельного участка, не могут превышать 100 тыс. рублей для граждан, 300 тыс. руб. для должностных лиц, 700 тыс. руб. для юридических лиц. Так за самовольное занятие земельного участка предусмотрен штраф на граждан в размере от 1% до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. рублей;
На должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. рублей;
На юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.
Если кадастровая стоимость не определена, штраф составляет: на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
За нарушения по использованию земельного участка не по целевому назначению предусмотрен штраф: на граждан в размере 0.5% до 1% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. рублей; на должностных лиц -от 1 до 1,5 кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей: на юридических лиц - от 1,% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей.
В случае, если кадастровая стоимость не определена, штраф составляет: на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц от 100 до 200 тыс. руб.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение установленного срока предусмотрен штраф в размере на граждан от 1 до 1,5 кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.; на должностных лиц от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб., на юридических лиц от 3 до 5% кадастровой стоимости, но не менее 400 тыс. рублей, а в случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена сумма штрафа составляет - на граждан от 20 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц от 50 до 100 тыс. рублей; на юридических лиц от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей.
Такой порядок начисления штрафов позволяет учитывать как качественные характеристики земельного участка, на котором допущено правонарушение, так и его площадь.
Для сравнения, до внесения изменений сумма штрафов за данные нарушения земельного законодательства составляла на граждан от 500 до 1500 рублей.
За разъяснениями обращаться по тел. 2-14-10.