Официальный сайт администрации Духовницкого муниципального района
Воскресенье, 21 Сентября 2025

17.01.2022

Что такое территориальные зоны и почему важно о них знать

Мало кому известно, что означает такое понятие как «территориальные зоны», зачем они нужны и на что влияют. Однако, это достаточно важный элемент планировочной структуры, особенно для тех, кто имеет земельный участок, собирается возводить строения, как жилые, так и производственные.

Начнем с определения. Это отдельные земельные территории муниципального образования, для которых в правилах землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты, наделены особым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. 

В результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:

· жилые;

· общественно-деловые (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);

· производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

· сельскохозяйственные (зоны дач, садоводств);

· рекреационные (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);

· зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;

· специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иными объектами);

· иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.  

Отметим, что для каждой территориальной зоны должны быть:

· определена цель её создания и использования, её характеристики;

· установлены границы в текстовой форме и отображены графически в планах и картах;

· установлен градостроительный регламент;

· определена сложившаяся планировка территории и существующего землепользования;

· отражены планируемые функциональные зоны с указанием параметров их развития, заложенных генеральным планом (как правило, территориальные зоны являются многофункциональными). 

Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельных участков, границы которых в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Для земельных участков, расположенных внутри одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, как и всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе застройки и эксплуатации зданий, строений, сооружений:

· виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

· предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства;

· ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. 

Установление территориальных зон регламентируется статьей 34 Градостроительного Кодекса РФ. Проведением землеустроительных работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон занимаются кадастровые инженеры. 

Ознакомиться с тем в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок можно в ПЗЗ вашего муниципального образования. Напомним, что для каждого муниципального образования они устанавливаются отдельно. 

Рассмотрим пример. Допустим нам необходимо построить сервис технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) на определенном земельном участке. 

Для того, чтобы получить информацию необходимо обратиться к градостроительному зонированию, определить где находится Ваш участок, далее в ПЗЗ посмотреть какие виды недвижимости могут располагаться на данной территории. С помощью графической части мы определили, что данный участок располагается в территориальной зоне Ж-5 (смотрите рисунок 1). 

В соответствии с рассмотренными ПЗЗ, данная территориальная зона предназначена для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования. 

Территория, предоставленная садоводческому, дачному, огородническому объединению, состоит из земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования и индивидуальных земельных участков. Разрешено использовать следующие виды использования участков: 

а) Основные виды разрешенного использования: земельные участки общего назначения; ведение огородничества; ведение садоводства.

б) Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание; предоставление коммунальных; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. 

в) Условно разрешенные виды использования: обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; магазины; общественное питание; рынки. 

Для использования территорий Ж-5 на территории садоводческих объединений не допускается:

- строительство дорог без проектов, согласованных с администрацией города, а также с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов;

- захоронение бытовых и сельскохозяйственных отходов, складирование навоза и мусора;

- открытие карьеров строительных материалов;

- использование ядохимикатов;

- строительство выгребных ям без гидроизоляционного покрытия;

- разведение скота, птицы и пушных зверей;

- использование навозных стоков на удобрение;

- вырубка древесно-кустарниковых насаждений (кроме рубок ухода и санитарных рубок).  

Можно сделать вывод, что строительство СТО на такой территории невозможно. 

Однако, напомним, что каждое муниципальное образование необходимо рассматривать индивидуально.

Данные правила действуют для всех видов постройки, часто встречаются случаи, когда на земельном участке нельзя построить и жилой дом. Именно поэтому важно знать в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

 

Источник: https://rkc56.ru

Горбачёва Л.Р.

Специалист по связям с общественностью

Компании «Региональный кадастровый центр»



Возврат к списку


Уважаемые граждане!

Информируем вас о том, что 29 ноября 2016 года состоится «горячая» телефонная линия с представителями Управления Росреестра по Саратовской области

Свои вопросы, связанные с порядком и сроками предоставления сведений из Государственного фонда данных (ГФД), вы сможете задать с 13.00 до 14.00 по телефону:  (845-3) 44-04-06.


Наличие границ земельного участка как одна из важных характеристик его уникальности


Оказание услуг в электронном виде


Электронная регистрация прав – еще один шаг к комфорту


Росреестр по Саратовской области напоминает о телефонах Единой справочной службы Росреестра


Об ответственности за нарушение земельного законодательства 


Росреестр по Саратовской области напоминает гражданам о дополнительной возможности обезопасить свою недвижимость от действий мошенников.


О «РЕФОРМЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


С нового года новый реестр

Землепользователям на заметку


Закон нарушать не выгодно


Росреестр размещает в открытом доступе информацию о кадастровых инженерах


Услуги Росреестра в любой точке страны


Внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре

Новые требования к деятельности кадастровых инженеров

Вступили в силу изменения в федеральные законы о регистрации прав и кадастре недвижимости 

Опубликовано 12.11.2015 11:21
Обследование земельных участков
С этого года у государственных земельных инспекто­ров Росреестра появился новый способ выявления нару­шений земельного законодательства - административ­ное обследование земельных участков.
Суть процедуры заключается в том, что должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополни­тельных разрешений и согласований исследуют состоя­ние и способы использования объекта земельных отно­шений на основании информации во всех доступных, но главное, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.
В случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, то есть по факту нецелевого использо­вания участка, по итогам проведения административно­го обследования госземинспектором Управления состав­ляется акт, который будет являться основанием для про­ведения внеплановой проверки соблюдения владельцем требований земельного законодательства.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласо­вания с органами прокуратуры.
В случае отсутствия признаков нарушений земельного законодательства РФ, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений мо­жет быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений зе­мельного законодательства РФ.   


Опубликовано 12.11.2015 11:19
О кадастровой стоимости объекта недвижимости
Информацию о кадастровой стоимости объекта недви­жимости можно получить несколькими способами.
Любое заинтересованное лицо может обратиться в Уп­равление Росреестра по Саратовской области или в офи­сы многофункционального центра лично либо направить запрос по почте. Кадастровая справка будет предостав­лена бесплатно, не позднее, чем через пять рабочих дней со дня получения запроса. Справка может содержать све­дения не только об актуальной кадастровой стоимости объекта, но и на иную дату, указанную в запросе.
Можно воспользоваться порталом Росреестра, зака­зав выписку из государственного кадастра недвижимос­ти. Для этого не надо регистрироваться на сайте и полу­чать электронную подпись.
Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов "Публичная када­стровая карта" и найти на карте по кадастровому номеру, либо "Справочная информация по объектам недвижи­мости в режиме online”, где использовать специальный сервис в разделе "Электронные услуги и сервисы”, и по кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости получить информацию.
Сервис "Фонд данных государственной кадастровой оценки" поможет ознакомиться с результатами массо­вой кадастровой оценки, проводимой органами власти субъекта Российской Федерации или органами местно­го самоуправления. 


    С этого года внесены существенные изменения в Ко­декс об административных правонарушениях РФ, кото­рые предусматривают увеличение размера административных штрафов за правонарушения в сфере Земельных отношений.
Увеличился не только размер штрафа за отдельные на­рушения земельного законодательства, но и установлен новый подход к его исчислению в процентах от кадастро­вой стоимости земельного участка.
Увеличились штрафы в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению.
При этом максимальная сумма административных штра­фов, размеры которых исчисляются от кадастровой сто­имости земельного участка, не могут превышать 100 тыс. рублей для граждан, 300 тыс. руб. для должностных лиц, 700 тыс. руб. для юридических лиц. Так за самовольное занятие земельного участка предусмотрен штраф на граж­дан в размере от 1% до 1,5 % кадастровой стоимости зе­мельного участка, но не менее 5 тыс. рублей;
На должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой сто­имости земельного участка, но не менее 20 тыс. рублей;
На юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимо­сти земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.
Если кадастровая стоимость не определена, штраф со­ставляет: на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей; на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
За нарушения по использованию земельного участка не по целевому назначению предусмотрен штраф: на граж­дан в размере 0.5% до 1% от кадастровой стоимости зе­мельного участка, но не менее 10 тыс. рублей; на должно­стных лиц -от 1 до 1,5 кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей: на юридических лиц - от 1,% до 2% када­стровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей.
В случае, если кадастровая стоимость не определена, штраф составляет: на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб.; на юриди­ческих лиц от 100 до 200 тыс. руб.
За неиспользование земельного участка, предназначен­ного для жилищного или иного строительства, садовод­ства, огородничества в течение установленного срока пре­дусмотрен штраф в размере на граждан от 1 до 1,5 када­стровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.; на должнос­тных лиц от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб., на юридических лиц от 3 до 5% кадастровой стоимости, но не менее 400 тыс. рублей, а в случае если кадастровая стоимость земельного участка не определе­на сумма штрафа составляет - на граждан от 20 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц от 50 до 100 тыс. рублей; на юридических лиц от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей.
Такой порядок начисления штрафов позволяет учиты­вать как качественные характеристики земельного участ­ка, на котором допущено правонарушение, так и его пло­щадь.
Для сравнения, до внесения изменений сумма штра­фов за данные нарушения земельного законодательства составляла на граждан от 500 до 1500 рублей.
За разъяснениями обращаться по тел. 2-14-10.